2492

В Париже открылась выставка «Последний ужин в Помпеях»

В Париже открылась выставка «Последний ужин в Помпеях»

В Париже в самый разгар эпидемии открылись — закрылись и снова открылись — сразу две выставки, посвященные Помпеям. Проекты не были скоординированы ни между собой, ни, тем более, с актуальными событиями. Но ощущение «последнего дня» неожиданно совпало — коронавирус накрыл Европу не хуже пепла и лавы.

Трагические моменты ценны для историков материальной культуры. В такие дни очевидцы невольно фиксируют детали существования. В наше время так и случилось — с первых же дней самыми популярными статьями и передачами стали материалы о «карантинных рецептах». Жители Помпей ничего зафиксировать не успели, за них это сделал плотный, непроницаемый слой пепла, окруживший и людей, и предметы.

Он и сохранил для нас хлеб в булочных, печи в домах, масличные прессы, кухонную утварь и даже продукты на столах.

Формы для пирогов в виде сердечек и караваи хлеба — парижская выставка «Последний ужин в Помпеях» доказывает, что со времен Римской империи наш стол изменился на удивление мало.

Экспозиция повторяет строение помпейского дома — зажиточного, с собственной печью. Не каждый дом мог похвалиться таким дорогим оборудованием, а домашних масличных прессов во всех Помпеях археологи и вовсе наши только три штуки. Репродукции фресок на стенах рассказывают, как питались остальные жители. Самые бедные довольствовались «стрит-фудом», что не скажешь про наши дни. Булочные предлагали на вынос хлеб и разные наполнители для «сандвичей», овощные и мясные. Люди среднего достатка относили в булочную для выпечки собственный хлеб.

Римляне питались довольно умеренно. Утром — только воду, в лучшем случае с куском хлеба. Обед был не обязателен, а если и случался, то из одного блюда, овощного или из бобов». Настоящее пиршество начиналось вечером — наконец появлялись мясо, соусы, вина. До конца банкета додержаться удавалось не всем. Но и на банкете существовали строгие правила поведения, для гостей и для хозяев. «О них археологи узнают в основном из граффити, — продолжает куратор. — Кого-то на банкете обидели, поднесли не те блюда, а встать нельзя, у каждого свое ложе. Потом вышел, ну и написал на стене, что лежит на сердце». Кураторы сдержанно воспроизвели на стенах самые вежливые записи, рядом повесили правила для хозяев банкета, тоже не потерявшие актуальность. Самое приятное для гостей — невозможно было уйти без подарка.

Дарили в основном посуду с того же банкета. Помпеи были крупным центром гончарного производства — и массового и марочного. Мода на «бренды» тоже, оказывается, старее, чем мы думали — помпейские мастерские ставили на свои горшки и амфоры клейма, а покупатели интересовались горшками определенного мастера.

Бронзовая посуда и кухонная утварь тоже украшены. Когда-то они отливали золотом и медью, начищенные до блеска, потом почернели от пепла, но сохранили изящество формы. Античная хозяйка, оказывается, как и мы, любила выпечь пирог в виде сердца или аккуратного круга с узором. В состоятельных семьях ковши — непременно с витыми ручками и с носиком, самый красивый предмет — весы для пряностей с фигурными гирями, одна из них в виде головы Юпитера.

Окаменевшие, законсервированные в лаве зерна, фрукты, орехи и есть — самые интересные экспонаты. Например, финики, которые на праздник начиняли орехами и монетками. Такие сладости хозяин дарил членам семьи и рабам.

Чечевица в миске, смоквы, пряности, грецкие орехи — как будто только что легли на стол. С ними работали археоботаники — последователи Николая Вавилова, прослеживающие великое перемещение семян и растений, разделяющие находки по сортам, освобождающие их от лавы. Плоды фигового дерева не изменились, а персику прошедшие со времен извержения Везувия (79 г. н. э.) века пошли на пользу. В римские времена он был гораздо кислее, его и ели замаринованным в уксусе.

Инструменты из археоботанической лаборатории тоже выставлены для обозрения, а над ними — засушенные колосья из коллекции французского Института растительных культур Arvalis, старинные сорта бородатой пшеницы, полбы, двурядной и шестирядной ржи. Все предметы, кроме этих венков и снопов, представил на выставку Неапольский археологический музей. Во Франции они впервые, но и в самих Помпеях увидеть их сложно. Обугленные зерна — предметы непритязательные, редко поднимаются из запасников.

Выставка привлекает к себе как прикладной истории нашей цивилизации - культуре приготовления и потребления пищи, которая на самом деле не сильно изменилась.

Другие статьи автора:
Russischsprachige Steuerberaterin in Deutschland. Beratung und Vertretung in steuerlichen Angelegenheiten, Beratung bei grenzüberschreitenden Wirtschaftstätigkeiten, Steuerplanung.
Immobilien in Berlin. Vermittlung von Immobilien in Berlin. Kauf und Verkauf von Immobilien in Deutschalnd
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin.
Juwelier und Schmuckwaren in Berlin. Russisches Gold in Deutschland. Gold und Silberankauf in Berlin.
Russischsprachiger Rechtsanwalt (Advokat) in Berlin
Заказ русских продуктов в Европе. Заказать русские продукты в Европе